История игры Zuma сложнее, чем кажется на первый взгляд. Игра Zuma Deluxe версии 1.0 была выпущена 12 декабря 2003 года американской компанией PopCap Games для платформы ПК Windows, далее распространив её на платформы операционной систем Mac OS X, iPod, Xbox, Xbox 360, Palm OS, а также на мобильную платформу (java версия). Главный дизайнер игры - Джейсон Капалка (Jason Kapalka). В России за ней закрепилось названия "Зума" или "Зума Делюкс", которыми пользуются все поклонники этой игры.
Триумфальный успех игры дал начало целому жанру казуальных игр, породив бесчисленное количество реализаций для самых разнообразных платформ, подсчитать точное число которых невозможно по причине существования любительских и не официальных реализаций, а также постоянного выхода новых игр, принадлежащих к данному жанру – конца этому процессу пока не видно. Для платформы ПК речь идет, по меньшей мере, о десятках подобных игр. Казалось бы перед нами классическая история коммерческого и творческого успеха. Однако не все так просто – в реальности «Зума» не является родоначальником жанра «Зумоидов», как бы парадоксально это не звучало. В далеком по меркам игровой индустрии 1998 году японская компания Mitchell Corporation выпустила для игровой приставки PlayStation (PlayStation 1) игру PuzzLoop (Puzz Loop), игровой механизм которой был практически аналогичен игровому механизму игры «Зума», появившейся пять лет спустя (в 2003 году). Стоит также отметить, что и сиквел игры – Puzz Loop 2 – был выпущен также раньше – в 2001 году.
Естественно, данный факт не остался незамеченным, и японцы обвинили американцев в плагиате. Одно время речь даже шла о судебном иске, который по ряду причин не состоялся. Дело ограничилось "обменом любезностями" с помощью СМИ, в ходе которого компания PopCap Games была вынуждена ответить на предъявленные обвинения.
Не признав факта плагиата, американцы сформулировали свою позицию, заключающуюся в том что «Зума» является не клоном, а "развитием оригинальной идеи" игры PuzzLoop, тем самым фактически признав первенство японцев. Сложно судить насколько обоснованы обвинения в плагиате. Однако японцы не сдались и продолжили работу в данном направлении. Mitchell выпустила версию PuzzLoop для карманной игровой консоли Nintendo DS, включая ее экспортный вариант с названием Magnetica. Впрочем, для общественного мнения спор двух компаний "утонул" в волне "наследников" Zuma, выпущенных другими фирмами. Игра PuzzLoop не вызвала в свое время такого фурора, как впоследствии вызвала «Зума», вероятно по той причине, что была выпущена для игровой приставки, рассчитанной на заядлых геймеров. Для них игровой механизм игры был хотя и интересен (новинка все-таки), но довольно прост. А для тех, кто играет в простые компьютерные игры посредством ПК, игра оказалось "то, что надо". Поэтому перейдем к рассмотрению игрового механизма игры «Зума» и причин ее популярности.
В 2004 году Zuma Deluxe была названа "Игрой года" по версии RealArcade.